Конец взрослого человечества?
Современное общество потребления создает и использует новый тип людей — кидалтов.
Дети вырастают, становятся взрослыми, и на их плечи ложится все больше обязанностей — нужно работать, заводить семью, платить налоги и принимать участие в общественной жизни. По достижении определенного возрастного порога было совершенно естественным брать на себя новые социальные роли и принимать определенные обязательства.
Такая схема действовала на протяжении многих лет, но в конце XX — начале XXI века многое изменилось. Теперь можно наблюдать, как многие на первый взгляд зрелые люди фактически живут жизнью детей, разве что на более широкую ногу — ходят в кино смотреть мультики, покупают дорогие игрушки, собирают коллекцию смартфонов и играют на компьютере.
Впервые о проблеме массового инфантилизма заговорил психолог Дэн Кайли, выпустив в 1983 году книгу ≪Синдром Питера Пэна. Мужчины, которые так и не стали взрослыми≫. В этой работе Кайли охарактеризовал некоторых мужчин как ≪хронически безответственных≫ Питеров Пэнов, которые не хотят ни работать, ни жениться, ни заводить детей. Все желания инфантильных взрослых ограничиваются разного рода развлечениями — от компьютерных игр до коллекционирования оловянных солдатиков. Эти идеи попали на плодородную почву, и уже через несколько лет эксперты стали говорить о формировании нового типа личности — кидалта (от англ. kid — ребенок и adult — взрослый).
Возможно, такие оценки, возводящие моральную незрелость чуть ли не в ранг нервного расстройства, несколько некорректны, однако бессмысленным бы было отрицать, что в последние десятилетия жители развитых государств гораздо чаще сталкиваются с социальным инфантилизмом.
Отцы и взрослые дети
Проявления моральной незрелости можно наблюдать в самых разных сферах, однако психологи в первую очередь акцентируют внимание на неготовности кидалтов создавать свою семью. Некоторые молодые люди в принципе готовы жить в неофициальном гражданском браке, но только с условием того, что они могут покинуть партнера в любой момент. Новые взрослые больше не хотят делить друг с другом радости и горести, брать на себя ответственность за благополучие другого человека. Как мы уже писали в статье ≪Общество взаимной безответственности≫ (см. ≪Однако≫ №18 (34), классическая система ценностей, ставящая на первое место семью, утрачивает свою актуальность, и в развитых странах можно наблюдать коренной перелом в отношении к институту брака. Люди больше не хотят жертвовать личной свободой и своими интересами ради других. С этим сопряжено и нежелание инфантильных взрослых заводить детей, что постепенно выливается в демографическую катастрофу в развитых государствах.
Но полагать, что кидалты, живущие в гражданском браке, являют собой верх безответственности, было бы преждевременно. В конце минувшего сентября ленты агентств оживила новость о том, что престарелые итальянцы обратились к юристам с просьбой выселить их 41-летнего сына из дома. ≪Он любит, чтобы его вещи были выстираны и поглажены, а еда стояла на столе≫, — жаловался отец великовозрастного ≪бамбино≫. На первый взгляд такая ситуация может показаться уникальной, но по статистике за 2010 год почти половина взрослых итальянцев (от 18 до 39 лет) предпочитают жить вместе со своими родителями. Не спешат покидать отчий дом и немцы. Согласно данным федерального статистического ведомства в Висбадене, 63% молодых мужчин в Германии живут с родителями. Подобным образом обстоит ситуация и в других европейских странах, а также в Японии и даже США. Традиционно в Штатах дети рано покидали семейное гнездо, однако сегодня все чаще на слуху словосочетание ≪дети-бумеранги≫ — так называют тех, кто после обучения в колледже или университете возвращается в родительский дом, а не начинает самостоятельную взрослую жизнь.
При этом потребность жить с престарелыми родителями продиктована не столько необходимостью заботиться о близких людях, сколько желанием облегчить собственное существование, причем не только с бытовой, но еще и с финансовой стороны. Некоторые недовзрослые даже в весьма солидном возрасте продолжают существовать на иждивении. Исследователи Scottish Widows отмечают, что в Великобритании насчитывается порядка 10 млн граждан (почти 17% населения страны), требующих материальную поддержку у своих родителей, при этом ≪суммарный фонд≫ таких ≪дотаций≫ насчитывает до 55 млрд фунтов стерлингов в год.
Работа или «фан»?
Не стоит, конечно, полагать, что абсолютно все кидалты не в состоянии нормально зарабатывать и полностью себя обеспечивать. Несмотря на беззаботность и нежелание брать на себя ответственность, инфантильные взрослые часто уверенно продвигаются вверх по карьерной лестнице и занимают высокое социальное положение. Так и не повзрослевшие дети гораздо более креативно и творчески подходят к решению рабочих вопросов. Они готовы рисковать и ставить смелые эксперименты. Эти качества действительно могут оказаться ключевыми для достижения успеха в таких областях профессиональной деятельности, как дизайн и реклама. Сам по себе карьерный рост кидалтов также может оказаться довольно своеобразным. Новые взрослые с гораздо меньшим энтузиазмом относятся к линейному продвижению по службе. Им по душе ≪перескакивание≫ с одного места работы на другое, уход в дауншифтинг, чередование должностей, начало второй карьеры после 35 и так далее. Непоседливые взрослые дети стремятся все попробовать и везде побывать, но в итоге так и не знают что-то по-настоящему хорошо, они не становятся настоящими мастерами своего дела. В популярнейшем посте ≪Мы — дети≫, претендующем на право называться ≪манифестом кидалтов≫, пользователь ЖЖ fi reba ясно ответил на вопрос, чего хотят от работы инфантильные взрослые: ≪Работа для нас — только средство получения средств для получения фана от жизни».
В таком случае ставится закономерный вопрос: хорошо ли, если «любитель рискнуть и повеселиться» становится проектировщиком мостов, милиционером, пожарным или врачом? Сериал «Доктор Хаус» бьет рекорды популярности, но вряд ли реальные пациенты захотели бы лечиться под руководством столь экстравагантного медика, являющего собой пример настоящего кидалта. Многие профессии сегодня все еще требуют ответственности, чувства долга, обязательности, а порой и самопожертвования, и инфантильные новые взрослые не удовлетворяют предъявляемым требованиям.
Лекарство от страха взросления
Очевидно, что составить четкий портрет кидалта, перечислить его жизненные приоритеты, цели и ценности пока еще довольно сложно, однако вполне посильно охарактеризовать их уровень потребления. Инфантильные взрослые — весьма перспективная потребительская аудитория, по данным Marketing Research, их покупательская способность достигает триллиона долларов! При этом кидалты, как и любые дети, готовы тратить большую долю своих средств на развлечения и игры, доставляющие удовольствие, и на предметы, подчеркивающие прелесть их беззаботного образа жизни.
Хорошим примером могут служить обычные игрушки. По данным исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 6% взрослых респондентов покупали для себя детские игрушки, при этом у 14% респондентов такое желание возникало, но они все же не пошли на поводу у эмоций и отказали себе в ценном приобретении. Показательно, что отношение к взрослым, увлекающимся подобными покупками, в обществе достаточно спокойное. Более половины опрошенных ФОМ (58%) уверены, что не стоит осуждать людей за такое поведение.
Впрочем, притчей во языцех стала не привязанность кидалтов к плюшевым мишкам, а их одержимость электронными гаджетами. Высокотехнологичные игрушки, подчас стоящие совсем не детские деньги, как магнитом притягивают внимание инфантильных взрослых. Продвинутые плееры, сотовые телефоны и планшеты, цена которых порой переваливает за тысячу долларов, становятся постоянными спутниками инфантильных взрослых.
По словам отечественного исследователя «новых взрослых» Линор Горалик, кидалтов постоянно сопровождает страх отставания и последующего взросления, в то же время новомодные гаджеты оказываются лекарством от этой фобии.
В стране вечного детства
Тема взросления в массовой культуре практически полностью вытеснена мотивами впадания в детство. Голливуд ежегодно производит фэнтезийные саги и приключенческие новеллы отнюдь не из чистой любви к искусству. Наивно предполагать, что фильмы «Властелин Колец», «Гарри Поттер» и «Хроники Нарнии» получили миллиардные кассовые сборы (таблица) исключительно на детской аудитории — многие зрители этих картин давно переступили 30-летний рубеж.
Особое внимание кидалтов привлекают полнометражные анимационные фильмы, такие как «Шрэк», «Кун-фу Панда», «Мегамозг», «Ранго» и другие.
Кинокритик Эндрю О’Хэйр в статье «Ранго и восход анимации, ориентированной на кидалтов» подмечает, что аудитория в кинотеатре, приходящая на просмотр таких картин, «на 85% состоит из 30—40-летних взрослых», которые при этом готовы ходить на понравившиеся картины снова и снова. В то время как дети, на которых, как может показаться на первый взгляд, фильм и рассчитан, редко просят родителей сводить их на одно и то же кино дважды. Ведь нынешние мультики содержат массу шуток и острот на общественно-политические и экономические темы, ироничные насмешки над известными персонами и цитаты из серьезных художественных произведений, что пока незнакомо и совсем не интересно маленьким детям. При этом О’Хэйр даже отмечает, что сегодня, несмотря на заоблачное количество высококачественных анимационных 3D-картин, кинематограф испытывает острый недостаток в по-настоящему детских красивых мультфильмах, не содержащих никакого взрослого подтекста. Но пока производители могут получать баснословные кассовые сборы с мультфильмов для кидалтов, то, вероятно, нам не стоит ожидать возрождения детских кинокартин.
Однако если полнометражная анимация еще хоть как-то старается отождествлять себя с семейными фильмами, а не только «картинами для кидалтов», то великое множество анимационных сериалов («Симпсоны», «Футурама», «Южный парк» и т. д.) изначально позиционируются как мультфильмы для взрослых. Эти сериалы пропитаны нездоровым цинизмом, и наряду с шутками на экономические и общественно-политические темы в них часто поднимаются вопросы, касающиеся семейных проблем, секса, насилия, алкоголизма и нездорового образа жизни.
Наряду с киносагами современные литературные шедевры, ориентированные на детей, становятся бестселлерами среди кидалтов и «произведениями для всех возрастов». В этой связи исследователи инфантильных взрослых часто вспоминают любопытный пример, связанный с книгами Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. В 2003 году издатели выпустили «Гарри Поттера» в специальной «серьезной» обложке без картинок для того, чтобы взрослые не стеснялись читать эти книги в метро. В то время это событие стало настоящей сенсацией, и многие СМИ удивлялись: неужто у детской литературы и впрямь так много взрослых читателей. Сегодня читать книги про Поттера могут все. Общий тираж всех семи книг о мальчике-волшебнике составил более 450 млн экземпляров, доходы от продажи составили 1,2 млрд долларов. Роман Роулинг признан кроссовером — продуктом, пересекающим возрастные границы и ориентированным как на взрослых, так и на детей.
В конце прошлого века, когда человечество только познакомилось с виртуальной реальностью и компьютерными играми, у многих людей сложился некий стереотип, по которому геймер — это молодой человек, предположительно школьник или студент (до 20 лет), бездарно проводящий свое время за компьютером. Возможно, 10—15 лет назад это описание и было актуально, но за эти годы все изменилось. Как показывают исследования, средний возраст любителя компьютерных игр в 2010 году составил 35 лет — увлекавшиеся когда-то играми дети выросли, но так и не перестали играть. По данным компании Gartner, интерес к компьютерным играм растет, и в 2015 году объем соответствующего рынка достигнет 112 млрд долларов. И не стоит сомневаться, что изрядную часть этих средств обеспечивают кидалты.
Зона псевдостабильности
В книге «Почему мы покупаем? Мотивация и стратегия продаж» профессор социологии Джим Пулер выделяет группу «молодые совершеннолетние покупатели» (к которым как раз можно отнести кидалтов) и отмечает, насколько нерационально поступают производители, не анализируя данный потребительский сектор. (Книга Пулера была издана в 2003 году, когда обсуждения кидалтов и их образа жизни были еще не так популярны и распространены.) По его словам, маркетологам необходимо переосмыслить свою позицию в отношении молодых покупателей. «Производителям рекламы следует делать упор на то, что представители данной демографической группы уже выросли из подростковых желаний и фантазий и могут тратить деньги на солидные вещи», — пишет Пулер. В то время автор и не подозревал, что подростковые желания будут идти рука об руку с «молодыми совершеннолетними», а потом уже и не очень молодыми покупателями всегда.
В последнее десятилетие мы можем наблюдать постепенное размывание понятия «зрелость» и возникновение феномена кидалтов, что не может не вызывать опасения. Самостоятельная жизнь перестает быть ценностью, взрослые стремятся создать атмосферу веселого и беззаботного детства, чтобы потом затворнически жить в эскапистском мирке.
Вполне возможно, что высокий темп жизни, стрессы на работе и неспокойное положение дел подталкивают людей хоть каким-то образом приспосабливаться к темпам перемен. Знаменитый футуролог Элвин Тоффлер в своей книге «Шок будущего» отмечал, что «пережить завтра» можно именно оставляя «зоны личной стабильности». То есть создавая «определенные длительные отношения, которые тщательно поддерживают, несмотря на все виды иных изменений». При сегодняшнем молниеносном темпе жизни людям приходится «выбирать быстро изменение в определенных секторах жизни и сознательно устраивать зоны стабильности в других местах». Одним из паллиативных вариантов становится отказ от морального взросления и пролонгирование детства и юношества.
При этом побег из взрослого мира все чаще оказывается не уходом в волшебную страну детства, а бегством в «стилевой супермаркет», где по вполне взрослой цене большой ребенок может купить себе игрушки, позволяющие забыть о тяготах настоящей жизни. В некотором роде само возникновение кидалтов и широкое распространение такого образа жизни можно считать настоящей победой маркетологов. Им удалось сформировать определенный тип личности, способный выражать свое отношение к жизни именно через потребление. Однако вызовы современности требуют не безликих покупателей, в принципе не желающих, да и по существу не способных принимать судьбоносные решения, брать на себя обязательства. Обществу нужны созидатели и творцы, готовые взять на себя ответственность за будущее.
Автор: София Докука